Первый опыт внедрения ФГОС ДО: плюсы и минусы, проблемы и перспективы
Педсовет по теме «Первый опыт внедрения ФГОС ДО: плюсы и минусы, проблемы и перспективы»
Цель педсовета:
- определение положительного опыта и актуальных проблем реализации ФГОС ДО в образовательном учреждении;
- создание условия для становления готовности педагогов к реализации деятельностного подхода в развитии детей;
- определение перспектив на следующий год
- 1. Вхождение в тему.
Во время педсовета работают 4 группы: «Плюсы», «Минусы», «Проблемы», «Перспективы». Каждая группа по ходу выступлений заносит в рабочий лист ответы по смыслу названия группы из всех выступлений.
Прогнозирование – самооценка.
В листах самооценки отметьте тот уровень знаний по теме ФГОС, которым Вы владеете на данном этапе.
2. Вступление ст.воспитателя.
Наше Детский сад реализует ФГОС ДО первый год, можно сказать, что мы имеем первый опыт, есть плюсы и минусы, успехи и неудачи. Год назад мы активно включились в изучение условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов ДО. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения с плана действия по внедрению ФГОС в ДОУ.. За это время прошли профессиональную подготовку на курсах 2 администратора и 5 педагогов. На заседании педагогического совета был проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, выбрана рабочая группа. В течение летнего периода творческая группа педагогов работали над созданием основной образовательной программы дошкольного образования, которая содержит несколько разделов
Администрацией ДОУ проделана большая работа по разработке документации по внедрению ФГОС ДО: изданы ряд приказов, внесены изменения и дополнения в должностные инструкции, разработан план действий, план работы с родителями по просвещению на основе ФГОС ДО, программа развития, план методической деятельности по внедрению ФГОС ДО в педагогический процесс. Педагоги, узкие специалисты и члены администрации принимали участие в методических семинарах по проблеме внедрения ФГОС второго поколения на муниципальном и региональном уровнях, организовали знакомство с новыми стандартами в дошкольном коллективе. Проведена большая работа с родителями воспитанников.
В своем большинстве педагоги являются родителями, и как родители, мы часто задумываемся, каким мы хотим видеть своего ребенка по выходу из детского сада. Именно каким, а не кем (с точки зрения профессии). Мы хотим, чтобы ребенок был здоровым, доброжелательным и отзывчивым, уверенным в своих силах, с чувством собственного достоинства, коммуникабельным, активным, любознательным, открытым для всего нового, ориентирующимся в современном мире, умеющим ставить перед собой цель и добиваться её, решать жизненные проблемы и многое другое.
Если вы сравните эти качества с портретом выпускника в тексте ФГОС ДО, то увидим явные совпадения.
Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и проводить педагогическую деятельность по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права.
И образование не может оставаться на вчерашнем уровне. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается, отсюда требуется умение отбирать главное. ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в методических пособиях, по старым требованиям, надо учить от корки до корки, выполнять все задания.
В чем же отличие ФГОС? Стандарт – целевой, а не содержательный! Его цель – адаптированный к современной жизни человек, не боящийся её.
По замыслу разработчиков, главным результатом должна стать адаптация ко "взрослой жизни во взрослом обществе", то есть овладение набором действий, позволяющих ставить и решать жизненные и профессиональные задачи Школьные стандарты второго поколения отменяют "минимум знаний" и вводят понятие социального заказа. Новая система позволит школьникам сбросить груз излишних знаний. Система образования теперь будет ориентирована на воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений. Нынешний стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон.
3. Традиционно воспитатель был обязан дать ребенку глубокие и прочные знания по разделам программы. Жизнь меняется быстро и ни педагог, ни родитель, ни сам ребенок не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, смена цели во ФГОС вместо передачи суммы знаний – развитие личности ребенка на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Просто меняются приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта. Важнейшая ориентация на результат образования.
Универсальные образовательные действия – это навыки, которые закладываются на всех моментах педагогического процесса. Рассмотрим:
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и образовательной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с педагогом, так и со сверстниками.
Личностные действия позволяют сделать образовательную деятельность осмысленной, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, это эмоциональность и нравственность, развитие толерантности, здорового образа жизни.
4. Деятельностный подход.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! Попадая в проблемную ситуацию, формулируем сами цель: «чего мы хотим добиться?», мы обдумываем решения, определяем, хватит ли нам знаний и умений, мы пытаемся решить проблему, добыть недостающие знания и получаем результат, который сравниваем с целью и делаем вывод – добились своего или нет.
А учит ли этому детский сад? Мы привыкли к традиционном занятиям: педагог дает знания, объясняя цепь взаимосвязанных собитий, в конце занятия делает дифференцированную оценку. Увидев необходимость нового воспитанника, возникает необходимость в новомпедагоге, по-новому мыслящего и обучающего.
Работа в группах
Составьте структуру проблемно-диалогического образовательной деятельности.
Сравнение по образцу.
Педагог создает проблемную ситуацию, воспитанники формулируют, в чем заключается проблема, актуализируют свои знания, ищут решения проблемы, выражение решения проблемы и применение нового знания на практике, оценивают себя. В традиционном занятии ведущую роль берет на себя педагог, а в проблемном она отведена ребенку.
Каким образом можно получить новый результат?
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- o формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- o проектирование и конструирование социальной среды развития детей-воспитанников в системе образования;
- o активную познавательную деятельность детей;
- o построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей воспитанников.
О системно-деятельностном подходе.
Мастер-класс.
5. Рефлексия. Итоги работы групп.
ФГОС дает возможность формировать и развивать нового человека 21 века. Конечно, как все новое- это требует нового подхода в работе самого педагога, больших временных затрат на начальном этапе. Разобраться и вникнуть в их суть до конца нам помогут семинары, курсы повышения квалификации, помощь коллег. С появлением первого опыта проясняется логика идеи стандартов и работа по ним становится захватывающей и результативной. Участвуя в рабочей группе над созданием образовательной программы, вникая и осмысливая полученный опыт семи месяцев работы по ФГОС, понимаешь, что трудны первые шаги, но с этими шагами приходит уверенность в себе, в своем деле.
Подведем итоги первого опыта, в котором были плюсы и минусы, проблемы и перспективы. Слово каждой группе.
10. Самооценка.
Отметьте уровень своих знаний по окончании педсовета по критериям.
Внедрение ФГОС позволят выпускнику детского сада обучаться и развиваться всю жизнь. Это очень важно в условиях, когда жизнь меняется быстро и педагоги не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем. Важно помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
11. Решение педсовета.
1. Изучить базовые технологии и внедрить в образовательную практику .
- Продолжить профессиональную подготовку учителей по реализации ФГОС.




